Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Шарковщинский районный исполнительный комитет
25 марта 2010

Генпрокуратура Беларуси предлагает изменить порядок декларирования имущества государственных должностных лиц

25 марта, Минск /Владимир Матвеев - БЕЛТА/. Генпрокуратура Беларуси предлагает расширить перечень декларируемого имущества и частных интересов государственных должностных лиц. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщили в главном прокурорском ведомстве страны. В Генеральной прокуратуре проанализировали действующее национальное законодательство о декларировании доходов и имущества государственными служащими и иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций (государственные должностные лица), с учетом опыта работы в данной сфере других государств и требований международно-правовых актов, ратифицированных Беларуси. "Генеральная прокуратура полагает, что в Беларуси целесообразно ввести применительно к государственным должностным лицам институт декларирования доходов, имущества и частных интересов, который должен сыграть существенную роль в противодействии коррупции", - заявили в прокурорском ведомстве. Под частными интересами государственного должностного лица следует понимать любую выгоду для него лично либо его семьи, родственников, друзей и близких, а также для лиц или организаций, с которыми он имеет или имел деловые или связанные с политикой отношения, любое финансовое или гражданское обязательство, которое несет государственное должностное лицо. Объем декларируемых государственными должностными лицами сведений должен существенно отличаться от объема сведений, указываемых другими физическими лицами в декларациях о доходах и имуществе. При этом государственное должностное лицо следует обязать декларировать денежные средства на банковских счетах, займы, выданные другим лицам, безвозмездно полученные услуги и др. Основной целью декларирования доходов, имущества и частных интересов должно стать выявление наличия у государственных должностных лиц конфликта интересов, то есть ситуации, когда государственное должностное лицо при исполнении служебных обязанностей должно принять решение, связанное с его частными интересами, либо участвовать в принятии такого решения. При наличии конфликта интересов необходимо установить для государственных должностных лиц определенные запреты и ограничения по службе (запрет на подготовку или издание административных актов в отношении лиц, с которыми имеется конфликт интересов; осуществление в отношении этих лиц судебных функций, функций надзора, контроля, следствия и дознания; заключение с этими лицами в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица хозяйственных договоров и т.д.). С учетом опыта других государств Генеральная прокуратура полагает возможным рассмотреть вопрос о введении в Беларуси для отдельных категорий государственных служащих обязанности представлять декларации по окончании исполнения должностных обязанностей. Также предлагается ввести в Беларуси обязательное представление государственными должностными лицами деклараций в отношении супруга и несовершеннолетних детей независимо от места их проживания и ведения общего хозяйства. Кроме того, Генеральная прокуратура считает, что декларации в отношении указанных лиц должны представляться теми, кто поступает на государственную службу, а также на военную службу по контракту, службу в органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы внутренних дел и органы финансовых расследований Комитета госконтроля. Такие декларации Генпрокуратура Беларуси также предлагает сделать обязательными для назначаемых на должности руководителей государственных организаций и должности руководителей негосударственных сельскохозяйственных организаций (если с ними, в соответствии с законодательством, местными исполнительными и распорядительными органами обязательно заключаются контракты). Эти меры, уверены в Генпрокуратуре, позволят дать объективную оценку изменениям имущественного положения государственного должностного лица, его супруга, детей и других зависимых лиц с момента назначения на соответствующую должность. Также Генпрокуратура считает целесообразным закрепить в Положении о порядке проверки и хранения деклараций о доходах и имуществе, утвержденном постановлением Совета Министров от 26 июля 2006 года №952, следующие основания, по которым руководитель (заместитель руководителя) организации обязан принять решение о проверке декларации о доходах и имуществе. В частности, по мнению прокуратуры, это необходимо сделать при явном превышении расходов государственного должностного лица (улучшение имущественного состояния) над полученными им доходами; наличии в обращениях физических и юридических лиц, СМИ сведений, свидетельствующих о том, что государственное должностное лицо использовало имущество, в том числе финансовые средства, стоимость (размер) которого превышает указанные им в декларации доходы; нарушении государственным должностным лицом ограничений, установленных ст.17 Закона "О борьбе с коррупцией". Если в ходе проверки деклараций о доходах и имуществе будут выявлены нарушения, рассмотрение которых не находится в компетенции руководителя организации, назначившего проверку, соответствующие материалы проверок не позднее 10-дневного срока после информирования руководителя организации, передаются в уполномоченные органы. Одновременно в законодательстве необходимо установить право организаций, обязанных проводить проверки деклараций о доходах и имуществе, на бесплатное получение информации о доходах и имуществе проверяемых лиц из органов и организаций, которые в соответствии с законодательством могут обладать такой информацией, в том числе из органов государственной регистрации недвижимого имущества. По мнению Генеральной прокуратуры, в Республике Беларусь целесообразно ограничить принцип недопустимости разглашения сведений, указанных в декларациях о доходах и имуществе, и ввести обязательное открытое опубликование сведений из деклараций отдельных категорий государственных служащих, занимающих наиболее высокопоставленные должности. При этом можно определить те сведения, которые обнародованию не подлежат. Письмо с данными предложениями направлено Генеральной прокуратурой в Совет Министров Беларуси.-0-

БЕЛТА