Всемирный день прав потребителей в 2022 году пройдет под девизом «Справедливые цифровые финансовые услуги»
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно 15 марта в республике отмечается праздничный день - День потребителя, который совпадает еще с одним государственным праздником в Беларуси – Днем Конституции.
Каждый год 15 марта потребительское движение отмечает Всемирный день прав потребителей с целью повышения глобальной осведомленности о проблемах потребителей и способах защитить их права. Всемирная организация потребителей, членом которой является общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей», представила тему Всемирного дня прав потребителей: «Справедливые цифровые финансовые услуги». В 2022 году потребительские организации по всему миру направят свои усилия на защиту потребителей цифровых финансовых услуг.
Быстро развивающиеся цифровые технологии кардинально меняют привычные рынки платежей, кредитования, страхования, становясь ключевым фактором для потребителей финансовых услуг. Безусловное преимущество такого развития – скорость и прозрачность оказания финансовых услуг. За недолгие годы повсеместного распространения цифровые финансовые услуги и финансовые технологии привели к значительным изменениям во всем мире. Ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек.
По мере глобализации данного сегмента потребительского рынка у граждан появляются новые социально-экономические возможности. Однако будущее успешное развитие цифровой экономики возможно только при условии, что все используемые в данной сфере технологии будут не только общедоступны, но и защищены от мошенничества, злоупотребления и технических ошибок.
Распространение цифровых финансовых услуг привело к появлению новых рисков для потребителей и усилению традиционных рисков. Кроме того, обострилась проблема доступа: уязвимые группы населения занимают еще более неустойчивое положение в обществе, в котором все больше используются безналичные расчеты. Существуют убедительные доказательства того, что данные риски возросли в последние годы, а кризисы, такие как пандемия COVID-19, лишь их усилили.
Поэтому возникает необходимость повышать грамотность потребителей для того, чтобы они могли пользоваться интернет-технологиями в сфере финансовых услуг в полной мере и владели навыками защиты от интернет-угроз, в том числе финансового мошенничества.
Таким образом, обеспечение всех потребителей справедливыми цифровыми финансовыми услугами требует глобального и скоординированного подхода. В частности, быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует необходимость применять инновационные подходы к регулированию. Сейчас как никогда важно выработать совместный подход к тому, какими характеристиками обладают справедливые финансовые услуги в цифровом мире и какую роль финансовые услуги, ориентированные на потребителя, могут играть в решении таких глобальных задач, как устойчивое развитие.
2022 год станет решающим моментом для перемен в связи с предстоящими событиями, такими как пересмотр Высокоуровневых принципов защиты прав потребителей финансовых услуг G20/ОЭСР. С 14 по 18 марта также пройдет Форум Всемирной организации потребителей «Справедливые цифровые финансовые услуги». В форуме примет участие Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП), членом которого является Белорусское общество защиты потребителей.
В рамках проведения Дня потребителя 15 марта 2022 г. с 10.00 до 12.00 по телефону 6 40 35 будет организована работа «горячей линии» по вопросам потребительской тематики с участием уполномоченного по защите прав потребителей Шарковщинского райисполкома Касевич Дины Александровны.