Меры экспортного контроля относятся к запретам и ограничениям, подлежащим соблюдению при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и их помещению под таможенные процедуры.
Согласно Закону Республики Беларусь от 11.05.2016 № 363-З «Об экспортном контроле» (далее – Закон) экспортный контроль представляет собой комплекс мер, обеспечивающих выполнение разрешительного порядка ввоза, вывоза, транзита, использования объектов экспортного контроля и осуществления посреднической деятельности в отношении их.
К объектам экспортного контроля относятся:
специфические товары (работы, услуги), перечни которых утверждены постановлением Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28.12.2007 № 15/137;
товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, не включенные в перечни специфических товаров (работ, услуг), на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности с которыми юридические и физические лица обязаны в соответствии с частью второй статьи 21 Закона получить разрешение межведомственного органа по экспортному контролю.
Среди специфических товаров выделяют товары двойного применения, продукцию военного назначения, а также товары, контролируемые в интересах национальной безопасности Республики Беларусь.
Разрешительный порядок вывоза применяется ко всем объектам экспортного контроля, а разрешительный порядок ввоза – к продукции военного назначения и товарам, контролируемым в интересах национальной безопасности Республики Беларусь.
При перемещении объектов экспортного контроля через таможенную границу ЕАЭС подтверждение соблюдения мер экспортного контроля осуществляется путем представления таможенному органу лицензии, выданной Государственным военно-промышленным комитетом (далее – Госкомвоенпром), либо иного разрешительного документа, предусмотренного законодательством об экспортном контроле. Номер и дата разрешительного документа подлежит указанию в таможенной декларации.
Следует отметить, что для целей экспортного контроля юридические и физические лица, намеревающиеся осуществить ввоз или вывоз товаров, обязаны провести их идентификацию по описанию, техническим характеристикам, а также единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. В случае невозможности однозначной идентификации товаров юридические и физические лица вправе обратиться в Госкомвоенпром, на который возлагается организация проведения идентификации.
В случае, если при совершении таможенных операций в отношении декларируемых товаров у таможенного органа возникнет обоснованное сомнение в правильности их отнесения (неотнесения) к специфическим товарам (работам, услугам), таможенный орган обращается в Госкомвоенпром.
Результаты идентификации используются юридическими и физическими лицами для определения необходимости получения соответствующих разрешительных документов на осуществление деятельности с товарами.
В заключение сообщаем, что специфические товары не могут быть отнесены к товарам для личного пользования.
Источник: vitebsk-region.gov.by